Автомобили БМВ. BMW Motors.

История значка БМВ

Не все предприятия автомобильной промышленности сразу строились как производители автомобилей. Одни начинали с запчастей, другие – с велосипедов и мотоциклов, третьи – с авиационных двигателей и первых самолетов. В конце ХIХ – начале ХХ века и аэроплан, и автомобиль, и мотоцикл были в равной мере экзотичны и дороги, а сами автомобилисты (автогонщики) пользовались не меньшей славой, чем авиаторы. “Небо отразится на капоте вашей машины” – рекламный слоган продавцов автохимии. Но ведь многие автомобили действительно “родом с неба”: предприятия, выпускавшие их, первоначально специализировались на авиационных двигателях и агрегатах. Разумеется, о своем небесном происхождении эти марки не забывают: на эмблемах обязательно остается или крыло птицы, или силуэт самолета, или просто клочок синего неба…

Есть марка, авиационное происхождение которой тщательно замаскировано, – BMW. Круг, разделенный на четыре сектора, представляет собой не что иное, как вращающийся пропеллер: изначально компания производила авиамоторы.

Компания Bayerische Motoren Werke AG (”Баварские моторные заводы”) возникла в 1916 г. в Мюнхене при слиянии двух небольших предприятий – Rapp-Flugmotoren Werke и Otto-Werke, производивших с 1913 г. авиадвигатели. С началом Первой мировой войны количество заказов на авиационные двигатели резко увеличилось, и компании решили объединиться.

На первой эмблеме, принятой в 1917 г., был изображен вращающийся пропеллер. Однако эмблема казалась слишком сложной и мелкой, и к 1920 г. пропеллер был сильно стилизован. Круг от пропеллера разделили на четыре четверти, серебристо-белые сектора внутри черного ободка стали чередоваться с небесно-голубыми. Эти цвета оказались гораздо важнее, чем цвета стали и неба: белый и синий – традиционные баварские цвета, на флаге Баварии синяя полоса снизу, а белая – сверху. Сам же герб Баварии официально описывается так: “увенчанный короной щит с полем, веретенообразно окрашенным серебром и лазурью”, то есть покрытым белыми и голубыми ромбами.

Символика этого герба, принадлежавшего сначала графам фон Богенам, которые жили под Регенсбургом до 1242 г., нам не ясна. Когда род вымер, их владения и герб переняли находившиеся с ними в свояческом родстве Виттельсбахи, а чуть позже герб стал символом всей Баварии. Белые и синие ромбы до сих пор можно увидеть на бутылках знаменитого баварского пива. Логотип получился простым и легко запоминающимся, а синий, серый и черный до сих пор являются корпоративными цветами концерна.

На производство мотоциклов и автомобилей BMW перешел не по своей воле. После окончания Первой мировой войны фирма оказалась на пороге краха: по Версальскому мирному договору немцам запретили производить двигатели для самолетов, а двигатели в то время были единственной продукцией BMW.

Именно поэтому заводу пришлось перепрофилироваться на выпуск сначала мотоциклетных двигателей, а затем и самих мотоциклов. В 1923 г. в продажу поступили первые мотоциклы R32, а в 1928 г. – и автомобили британской марки Austin, изготовленные по лицензии. Первые 100 “Остинов” выпустили с правым рулем, но после покупки заводов в Айзенахе BMW начинает производство малолитражного автомобиля Dixi, адаптированного к немецким условиям. Производство автомобилей было поставлено на конвейер, а этим тогда могла похвастать только компания “Даймлер-Бенц”. 15 000 автомобилей Dixi с правым рулем и стали первой собственной моделью марки BMW: с 16 ноября 1928 г. торговая марка Dixi была заменена на BMW. После Второй мировой войны история повторилась: с 1946 г. уже английская авиационная фирма “Бристоль” скопировала и развернула производство модели BMW-327.

Сейчас BMW – одна из крупнейших автомобильных компаний по выпуску легковых, спортивных автомобилей, автомобилей повышенной проходимости и мотоциклов. С 1936 г., когда с конвейера сошел знаменитый 2-дверный и 2-местный BMW-328, оснащенный 6-цилиндровым мотором и разгонявшийся до 150 км/ч, окончательно сформировался главный принцип BMW, до сих пор определяющий концепцию новых моделей: “Автомобиль – для водителя”. Основной же конкурент BMW, “Мерседес-Бенц”, следует принципу: “Автомобиль – для пассажиров”, и обе фирмы идут своим путем, доказывая, чей выбор был правильнее. Наверное, именно поэтому симпатии российских криминальных структур получил все-таки не “Мерседес”, лидировавший в самом начале, а скоростной БМВ – машина одиночек. Именно поэтому, по аналогии с аббревиатурой БМП (”армейская боевая машина пехоты”), название немецкой марки в России стали расшифровывать по-другому – “Боевая Машина Вымогателя”.

Фирменный двухцветный знак BMW за весь ХХ век не претерпел серьезных изменений. Последнее же, коснувшееся только шрифта букв BMW, относится еще к 1963 г. Эмблемы, появлявшиеся на всех мотоциклах и автомобилях компании с этого момента, идентичны. Но кроме логотипа, у автомобилей BMW есть и другая характерная особенность – радиаторная решетка в виде двух скругленных четырехугольников, не изменившаяся за несколько десятилетий.

Такая решетка, органично вписанная в очертания изящных линий всех капотов престижных автомобилей BMW, указывает на исключительный статус владельца машины еще издали, что позволяет всем остальным автовладельцам успеть вовремя расчистить дорогу.